Проезжая на электричке

Окончание красноярских заметок.
Маршрут Красноярск-Мана проходит наполовину по Транссибу, наполовину по ветке Абакан-Тайшет (трасса мужества), и мне жаль, что дальше станции Мана сейчас электрички не ходят – говорят, там места ещё более живописные. Но и того, что я увидела из окна этой тихоходной, можно сказать — экскурсионной, манской электрички, более чем достаточно для впечатлений о сибирской глубинке.
Курсирует она по субботам и воскресеньям, когда пассажиров больше: едут собиратели лесных даров, рыбаки, охотники, туристы, дачники, студенты к родителям и обратно. Билеты продают кондукторы. В составе всего четыре вагона, и мест в них много свободных. Имела возможность пересаживаться с фотоаппаратом с одной стороны на другую, любуясь в окна пейзажами.

вид на окраину Уяра
вид на окраину Уяра

Итак, я отъехала от Уяра в сторону Маны около полудня. Ландшафты Уярского района частично уже показывала в предыдущих топиках. Здесь даю дополнительно то, что мелькало за окнами.

сибирские грузы
сибирские грузы

село Пятницкое
село Пятницкое, дачное

автотрасса "Байкал"
автотрасса «Байкал»

село Татьяновка, дачное
село Татьяновка, какая-то стройка

вокзал на ремонте
станция Авда, вокзал на ремонте

станция Саянская
станция Саянская, но до Саяна ещё далеко

вокзал
паровоз

вокзал
вокзал

Саянская
Саянская

теплицы
китайские теплицы

поля

Радуют глаз просторы с хлебными нивами, рулонами сена. Возле станции Саянской увидела и опустевшие китайские теплицы – урожай уже убран и вывезен. То на одной станции, то на другой видишь работающих людей и механизмы: роют котлованы, везут пиломатериал, кроют крышу, копают картошку, ловят рыбу, пасут скот… И как-то всё очень похоже на «Гранд-макет Россия»!
 
От Саянской идёт автодорога в районный центр Агинское (Саянский район).

партизанцы
партизанцы сошли с электрички

Станция Стойба – остановка для тех, кто едет в райцентр Партизанское, до него от станции всего шесть километров. Сойдя с поезда, можно позвонить знакомому таксисту, и он подъедет за считанные минуты.

село Стойба
село Стойба, от него до Партизанского 6 км

станция Илей
станция Илей

Здесь я уже смотрела дома на продажу.

Граница климатических зон чётко проходит по горному хребту между степным Партизанским районом и горным Манским. Административно все деревни вдоль железки относятся к Партизанскому, но географически это уже другая зона, и природа резко отличается. Это заметно сразу после Манского тоннеля (два с половиной километра под Аргазинским перевалом).

зона тоннеля
зона тоннеля

На спутниковом фото видно, как различаются природные условия в зоне тоннеля.

въезд в тоннель
въезд в тоннель

выезд из тоннеля
выезд из тоннеля

Тоннель расположен между станциями Кравченко и Лукашевич. Не так давно здесь закончили прорубать вторую очередь тоннеля, теперь этот участок дороги будет двухпутным. Сейчас идёт подготовка к укладке рельсов. Работы, наверно, хватит на много лет вперёд, так как, кроме прокладки рельсов в новом, предстоит ещё реконструкция старого. На строительстве железной дороги заняты жители соседних сёл — Солонечно-Талое и Вершино-Рыбное. Кто едет в эти сёла, выходят на остановке Кравченко. Сам строительный городок расположен в Аргазе, у северного портала.

начинается природа
сразу после тоннеля начинается природа

 Из тоннеля электричка выходит в долину реки Мана, и дальше мы с ней уже не расстаёмся до хутора Ясного – и железка, и автодорога идут параллельно реке. Здесь я уже щёлкала фотоаппаратом почти непрерывно, очень уж красивые места. На всём протяжении реки были видны рыбацкие лодки, кое-где палатки и дым костров. Выходной день, однако… Но есть работы, которые идут без выходных: видела я дорожных рабочих на железке, шёл ремонт водопропускных сооружений.

Лукашевич
река Мана в районе станции Лукашевич

Мана
Мана

Мана
Мана

станция Кой
станция Кой

Кой
рыбалка в окрестностях села Кой

Отроги
село Отроги, здесь действительно отроги Восточного Саяна

Отроги
Отроги

Отроги
Отроги

село Отроги
убирают огород

огород
правда, похоже на макет «Гранд-Россия»?

жизнь
жизнь

привет
привет проезжающим!

опять Мана
опять Мана, проезжаем по мосту

Очень впечатлила деревня Кой – самое живописное место на этом отрезке пути. Здесь сошлись и горы, и лес, и река, и автодороги. Для романтиков – самое подходящее место! И дома здесь продаются, видела объявление в интернете. Есть станция Кой, и станция Отроги – это тоже Кой, село вытянулось вдоль дороги на несколько километров. Здесь довольно много молодёжи.

скалы Хабайдака
скалы Хабайдака

Хабайдак
Хабайдак

Хабайдак
Хабайдак

После Хабайдака (не путать станцию с одноимённой деревней!) вдоль пути видны скалы, образованные взрывными работами во время строительства железки. Обломки скал сдвинуты к берегу Маны. Жаль, что порталы туннеля не украшены натуральным местным камнем, как на Кругобайкальской железной дороге.

Мана
Мана

Между тем наш поезд приблизился к конечной остановке, и с правой стороны уже мелькнул хутор Ясный, пора на выход. Время в пути – три часа — прошло почти незаметно. От станции Мана до хутора – минут пятнадцать ходьбы.

хутор Ясный
хутор Ясный

А как хотелось бы проехать ещё дальше по легендарной трассе мужества Тайшет-Абакан, вдоль реки Крол, и ещё через несколько тоннелей сквозь Восточный Саян! Теперь не требуется никакого геройства, всё (или почти всё) уже построено, сиди и любуйся пейзажами.
Но мне предстояло засесть за интернет на своей временной базе в хуторе. Ещё в уярской гостинице я начала читать объявления по другим областям, и заметила, что в соседней Иркутской жильё гораздо дешевле. А дальше – собирать вещички и переезжать на тысячу километров восточнее, в самую Восточную Сибирь, где природа ничуть не уступает красноярской.







Комментарии (6)
Широка страна. Интересный и познавательный рассказ. Спасибо.
Это ещё не вся страна, а только маленькая часть.
Спасибо, очень интересно. Фото очень содержательные, пишите и снимайте на эту тему ещё.
Закончились красноярские заметки, а впереди — публикация иркутских. Как вам наши места? Сильно отличаются от степных хуторов?
С удовольствием прочитал, спасибо вам.
«Как вам наши места?»
Все так подробно, ну чем не экскурсия? Слава интернету.

Пожалуйста, оставьте комментарий

Или через:

Другие записи про экскурсии

Сегодня прогуляемся по Кировке. Снова… но, не спеша, с чувством, с толком, с расстановкой. Начнем прогулку от реки и будем двигаться к главной площади города — площади Революции. Челябинский государственный краеведческий музей. Река...
Уже два дня подряд в новостях по телевизору рассказывают об открытии нашего очередного «долгостроя» — нового океанариума на о. Русский. Вот и я решила внести свою лепту и немного о нём рассказать. Как всегда — больше картинками. ;) В отличие от...
Начало здесь. Прощаемся с набережной Цесаревича, на выходе из неё, под самым пилоном моста, виден памятник морякам торгового флота, погибшим в годы войны. Не военным, обычным морякам, ходившим на незащищённых гражданских судах в составе...
Мы с мужем очень любим путешествия на теплоходе по Волге. В этом году был маршрут до Астрахани. Хочу показать вам этот чудесный город: Астраханский кремль. Виды города: Набережная Астрахани:...
Одним из красивейших мест Самары является городская набережная. Ее протяженность более 5 километров. Это самая большая набережная в России. Посмотрите, какая красота:  В центре города:...
Yorik
Где-то на границе Каталонии и Окситании, на слиянии рек Флувии и Капельярды, затерялся небольшой городок Бесалу.  Если захотелось окунуться в ранее европейское Средневековье, то Вам сюда. Здесь остановилось время. Городок находится в стороне от...
Смотрите все материалы про экскурсии >>