Что нынче стало с дачами русских аристократов?

Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Русский усадебный мир — наша Атлантида, ушедшая на дно океана истории. Лишь её отдельные острова остались на поверхности не вопреки, а благодаря причудам истории, потребовавшей оставить новым хозяевам жизни, о чьей тяжкой судьбе так переживали совестливые законные владельцы; некие материальные символы той прошлой жизни, которую разрушили «до основанья». А как все хорошо начиналось! Петр III, государь с трагической судьбой, чье имя так долго было принято осмеивать и презирать, успел одарить указом «О вольности дворянской» служивое сословие. И сословие ринулось в свои вотчины строить свой «идеальный мир» в соответствии с рекомендациями Руссо и Вольтера. Мир обязан был включать дом, пруд, парк, храм, конюшню, псарню, хозяйство.

ЗНАМЕНСКОЕ РАЁК
 
ЗНАМЕНСКОЕ РАЕК

В 20 км от Торжка в конце XVIII века великий русский зодчий Львов построил для сенатора Глебова усадьбу-дворец, предназначенную для отдыха царствующих особ на пути из Петербурга в Москву. Это одна из интереснейших усадеб России, дошедшая до нас с екатерининских времен и сохранившая дух «блестящего века». Кстати, переданная в частные руки на долгосрочную аренду, усадьба не превратилась в закрытую крепость, а за умеренную плату открыта для всех, постепенно стряхивая с себя тлен запустения.

Колоннада и старый парк
Колоннада и старый парк
СПАССКОЕ-ЛУТОВИНОВО

СПАССКОЕ-ЛУТОВИНОВО
Усадьба Ивана Сергеевича Тургенева Спасское-Лутовиново

Тот мемориальный дом Тургенева в  Спасском  — плод огромного труда
поколений реставраторов и музейщиков, начиная с 1922 года. Ведь после смерти великого писателя усадьба пришла в полное запустение, а его дом сгорел в 1906 году.

Усадебная конюшня
Усадебная конюшня

Именно это утилитарное сооружение служило еще одному назначению — здесь пороли тех, кто создавал и обслуживал этот «идеальный мир». А ведь это — предки большинства из нас. Так что, прогуливаясь в тени усадебного парка, не забывайте, что где-то рядом находится и усадебная конюшня.
 
АРХАНГЕЛЬСКОЕ
 
Усадьба Архангельское князей Юсуповых

Усадьба Архангельское князей Юсуповых — самая известная подмосковная усадьба, практически полностью сохранившаяся благодаря тому, что сразу после революции была превращена в музей и санаторий для высшего комсостава Красной Армии.

Вид с террасы дворца
Вид с террасы дворца
 
МЕЛИХОВО

Чеховское Мелихово

Чеховское Мелихово — скорее загородная дача, чем классическая русская усадьба. Она бы наверняка не возродилась, если бы не была освящена именем великого писателя. Чехов купил ее в 1892 году, чтобы поселиться там вместе со своим большим семейством и спокойной работать. Прожил здесь семь лет, пока не переехал в Ялту в связи с болезнью.

Основной усадебный дом
Основной усадебный дом

ЯСНАЯ ПОЛЯНА
 
ЯСНАЯ ПОЛЯНА

Без Ясной Поляны не было бы того Льва Толстого, которого мы знаем. Это — настоящее родовое гнездо, где прошла жизнь Толстого, откуда он ушел и где похоронен.

Купальня в Ясной Поляне

На пруду, в  укромном уголке усадебного парка восстановлена немаловажная деталь усадебного быта  — купальня. Как известно, в XIX веке купальных костюмов еще не существовало.

ЯРОПОЛЕЦ (УСАДЬБА ГОНЧАРОВЫХ)

ЯРОПОЛЕЦ (УСАДЬБА ГОНЧАРОВЫХ)

Маленькое село Ярополец, что под Волоколамском, удивительно богато старинными усадьбами и  памятниками. Где еще можно увидеть сразу три монумета в честь трех глав государств? Первый — в честь бывшего владельца — плененного украинского гетмана Дорошенко. Второй — в честь визита Екатерины Великой. Третий — в честь Ленина, приезжавшего на открытие сельской электростанции в 1918 году. В разных концах села — две величественных усадьбы. Одна в руинах — елизаветинского фаворита Захара Чернышова. Другая  — восстановленная и  живая  — пушкинской тещи Натальи Ивановны Гончаровой, к  которой зять пару раз наведывался. Место не только красивое, но и гостеприимное — вход свободный.

Ограда усадьбы
Ограда усадьбы

ПОЛЕНОВО

ПОЛЕНОВО

Поленово — уникальное место, созданное не только как жилая усадьба, но и как культурный центр вдалеке от столиц великим русским художником Василием Поленовым 120 лет назад на берегу Оки. Удивительно: место, выбранное художником, — символ русского пейзажа, исток русского характера. Троицкая церковь в Бехове — продолжение традиции древнерусского зодчества. И среди всего этого — чисто европейские дом, мастерская, хозяйственные постройки. Но все вместе создает замечательную атмосферу уюта и душевной гармонии.

Троицкая церковь в Бёхово
Троицкая церковь в Бёхово

ХМЕЛИТА

ХМЕЛИТА

Хмелита — смоленская родовая вотчина Грибоедовых — усадьба с удивительной, трагической, но такой русской судьбой. Построенная в середине XVIII века, она пережила все войны, прокатывавшиеся через нее в течение двухсот лет. Но в 1954 году пьяные колхозники развели в главном зале костер, и усадьба сгорела. А что не сгорело в огне, было растащено по подворьям. И ничего бы не осталось, если бы не появился удивительный подвижник — Виктор Евгеньевич Кулаков, ученик легендарного реставратора Петра Барановского. Тридцать лет жизни посвятил он тому, чтобы из пепелища возродилась грибоедовская усадьба и был создан музей. Вот на таких людях, как Кулаков, и держится Россия.

Комната в усадьбе
Комната в усадьбе

Материалы для статьи взяты из фотоальбома «РУССКИЙ АЛЬБОМ. Константин Кокошкин», выпущенного издательством Национального Фотоархива «ГеоФото».

Фотоальбом "Русский Альбом"

Запись размещена в разделах: , ,
11 комментариев 14 спасибо за запись 1 в избранном 16700 просмотров
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор записи:
Добавили запись в избранное
013 013


Комментарии (11)
Очень красивые дома, постройки, отображающие время. Но вот интерьер оставляет желать лучшего, так как подлинного там явно мало.
Есть повод процитировать одну из моих любимых книг Сергея Довлатова — «Заповедник», где есть забавный эпизод разговора автора с хранительницей Пушкиногорья.
 
— … Можно задать один вопрос? Какие экспонаты музея -
подлинные?
— Разве это важно?
— Мне кажется — да. Ведь музей — не театр.
— Здесь все подлинное. Река, холмы, деревья — сверстники Пушкина. Его
собеседники и друзья. Вся удивительная природа здешних мест...
— Речь об экспонатах музея, — перебил я, — большинство из них
комментируется в методичке уклончиво:
«Посуда, обнаруженная на территории имения...»
— Что, конкретно, вас интересует? Что бы вы хотели увидеть?
— Ну, личные вещи… Если таковые имеются...
— Кому вы адресуете свои претензии?
— Да какие же могут быть претензии?! И тем более — к вам! Я только
спросил...
— Личные вещи Пушкина?.. Музей создавался через десятки лет после его
гибели...
— Так, — говорю, — всегда и получается. Сперва угробят человека, а
потом начинают разыскивать его личные вещи. Так было с Достоевским, с
Есениным… Так будет с Пастернаком. Опомнятся — начнут искать личные вещи
Солженицына...
— Но мы воссоздаем колорит, атмосферу, — сказала хранительница.
— Понятно. Этажерка — настоящая?
— По крайней мере — той эпохи.
— А портрет Байрона?
— Настоящий, — обрадовалась Виктория Альбертовна, — подарен Вульфам...
Там имеется надпись… Какой вы, однако, привередливый. Личные вещи, личные
вещи… А по-моему, это нездоровый интерес...
Я ощутил себя грабителем, застигнутым в чужой квартире.
— Какой же, — говорю, — без этого музей? Без нездорового-то интереса?
Здоровый интерес бывает только к ветчине...
— Мало вам природы? Мало вам того, что он бродил по этим склонам?
Купался в этой реке. Любовался этой дивной панорамой...
Ну, чего, думаю, я к ней пристал?
  — Понятно, — говорю, — спасибо, Вика.
Просторы России наполнены руинами и разрушающимися усадьбами. Они разрушаются вместе с российской деревней, а иногда быстрее. Иногда становятся частными владениями. Не знаю, что лучше. Усадьбу как нибудь восстановят, а мы её не увидим. В костромской области продается более 10 полуразрушенных усадеб. Огромная проблема и боль.
Эту усадьбу восстанавливают. Редкое исключение, к сожалению.
Это усадьба Сазонова в Костромской области, Чухломской район. 
«Сазонов покинул дом вскоре после революции, вывезя всю мебель.
В 1943 году дом вскрыли в нем устроили почту, библиотеку и фельдшерский пункт. Беседка к тому времени уже совсем сгнила и на ее месте устроили танцплощадку. Окна террасы выбили в 1950-е и она так и стояла открытая. А в 60-е потекла крыша. Вроде бы даже купили железа ее перекрыть, а потом вскрыли чердак и увидели что там все погнило. Почта и фельдшерский пункт съехали, а библиотека вообще закрылась. А вскоре и деревня вымерла и все лесом поросло.
Усадьба Карцевых в Следово, под Костромой. Поэтому и повезло ей больше. Был интернат для детей блокадного Ленинграда, сельская школа. Сейчас детский биологический центр. Как нибудь расскажу о нем поподробнее.
Как же это печально, ведь это история Великой России… Думаю, что вопросы собственности и права ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на историческую реставрацию, а не на новодел, должны быть отрегулированы. Я не до конца в курсе с нашими замками, но насколько знаю, при аренде или собстенности именно этот вопрос оговаривается. Наши замки и усадьбы имеют тоже немного внимания, но интерес туристов к таким объектам могут решить проблему. Все-таки каке-то средства по силам заработать. Василий, скажите, а предки собственников не появляются?
Предки Лермонтовых и Вяземских приходят на праздники. Я в их подлинность особо не верю. Дворян было немного. Богатые уехали, бедных постреляли. Сейчас многие рядятся в дворян. Мне смешно. Я из крестьян, занимаюсь сельским хозяйством. Я горжусь, что мои родители, крестьянские дети вышли в люди, отец — архитектор, мама — всеми уважаемый врач. Трудитесь, стройте усадьбы и дачи. Всем удачи. 
Василий, я тоже поддерживаю людей, которые чтут свои корни и не выискивают несуществующую благородную кровь. А люди из дворян, как правило, не кичатся своим происхождением, а бескорыстно помогают в восстановлении родовых гнезд, если это позволяют средства. У меня друг-грузин по этому поводу шутил: «Что не грузин — то князь!». Сам он был простым человеком, работящим и без изысков. А Вяземские-Лермонтовы были по прямой линии или «седьмая вода на киселе»?
Спасибо всем, кто занимается сохранением Русского наследия. И не важно, кто это — частное лицо или государство. Очень хочется посетить такие места!

Пожалуйста, оставьте комментарий

Или через: