Как жили в старой деревне

Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Подарили мне семена от «Русского Огорода» из серии «Русские традиции». И там я наконец нашла то, что искала много лет, да так и не находила. Речь идёт о брюкве. Незаслуженно забытая культура! А ведь раньше она была едва ли не основным овощем на любом огороде. Потом её почему-то почти перестали разводить. Семена, конечно, иногда продавали, на упаковке написано было, как положено, «брюква», но из них неизменно вырастал турнепс. Однако турнепс – это кормовая культура, ничего общего с брюквой не имеющая, кроме того, что он тоже из семейства крестоцветных. А с появлением у меня настоящей брюквы вспомнила я и о своей коллекции старинных деревенских рецептов, по которым готовили еще мои прабабушка и бабушка. 

Деревенские дома

Как жили в те времена (речь идёт о дореволюционном и послереволюционном времени, 1915-1934 гг. ) в деревне? Дом примерно 4х4 м в бабушкиной деревне считался большим. И в него еще иногда брали скотину на зиму. А вся деревенская кухня строилась исключительно на дарах своего сада-огорода. 

Овощи

И ведь какие были сорта! Мои прабабушка и бабушка жили в холодной и сырой Тверской области, где, казалось бы, расти могут только самые простые холодостойкие овощи. Морковьукроппетрушкагорох – это понятно. Но! Там росли замечательные кустовые огурцы и отличные помидоры, которые вызревали в открытом грунте. А укрывного материала в дореволюционной деревне, да и вообще в России, не существовало. Никто и понятия не имел, что такое теплица или дуги. Но огурцы плодоносили до осени, и пероноспороза не было!

Огурцы плодоносили до осени

Помидоры были красные и сладкие. По воспоминаниям бабушки, они были средней высоты и мясистые, цвет – ближе к оранжевому.

Томаты

И, конечно, в деревнях не было никакого электричества. Так что обогрева не предусматривалось. Но росло всё, и отлично росло. Выращивали обязательно и брюкву, и тыкву, и кабачки. Обязательно сажали свёклу и цикорий: из них делали вкуснейший кофе. А часть участка неизменно засевалась рожью и овсом.

Картофель, естественно, сажали, и помногу. Не было ни колорадского жука, ни фитофторы. Правда, жука тогда ещё вообще в России не было. Не завезли. А вот по поводу фитофторы я думаю, что были раньше сорта, к ней устойчивые. Бабушка называла свою картошку «Синеглазка-рассыпуха». Но это, понятно, было народное название.

Картофель

Я в детстве приезжала в деревню и ещё застала ту картошку, у неё были сиреневые цветы с каёмкой. Вообще прабабушка говорила, что многие овощи и плодовые деревья в первые годы после революции крестьяне взяли из сада местной барыни, которая сбежала за границу. Прабабушка лично выкопала несколько молодых яблонь и собрала семена кое-каких овощей, и все так делали. Вот так, наверное, и появились те чудо-сорта.

В каждом доме была большая печка. Ею обогревались, в ней же и готовили, в огромных чугунках. Причём у печек были такие большие глубокие духовки, что вручную поставить туда тяжёлый чугунок не представлялось возможным, его катили на полене, придерживая ухватом. 

Печка

На печке также сушили овощи и готовили из распаренного зерна солод. Хлеб пекли почти каждый день. Зерно, естественно, было своё, выращивали сами. Сами и делали муку с помощью самодельных каменных жерновов. Правда, при советской власти по деревням ходили комиссары и у всех разбивали эти жернова, но люди всё равно их восстанавливали, «подпольно» А вот дрожжей тогда не было. Искали «дикие» дрожжи, бабушка говорила, что для этого использовались листья хмеля, причём годился не каждый листочек, как-то умели определять, на каких листьях эти самые дрожжи есть, а на каких — нет. Такой листочек и клали для закваски. С этими дрожжами готовили и домашнее пиво. 

Вообще готовка тогда занимала много часов, ведь у печи падающий тепловой режим. Но вкус блюд, приготовленных в ней! Его я ощутила, когда приготовила прабабушкины блюда в своей дачной печке. Печка у меня большая, но конечно не такая, как были в старину. Однако она у меня и с «кругами», и с духовкой. А главное всё-таки – печка!

А вы помните рассказы своих бабушек и прабабушек о том, как они раньше жили, огородничали и готовили?

Запись размещена в разделах: , , овощи, ,
10 комментариев 10 спасибо за запись 2 в избранном 11626 просмотров
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор записи:
Добавили запись в избранное
fb_705323323216414 Татьяна Макарова и еще 1 человек


Комментарии (10)
Моя бабушка родилась в 1909 году в начале сентября. К великой октябрьской революции ей было всего 8 лет. Детская память избирательна. Но она рассказывала, что парники у них были! Современного укрывного материала не было, а парники были. Это она точно помнила, потому что помнила, как их навозом набивали. Думаю, что были стеклянные рамы.
Семья была вполне зажиточной, чтобы позволить себе покупку стекла. Стекольный завод был в доступной близости. В том селе был водочный завод, потому и стекольное производство было максимально приближено к потребителю. Стекольный располагался в том же селе. Он имел паровые машины.
Дороги между селами были грунтовыми. Но в тех местах почвы — сплошной песок, потому в любую погоду летом всегда можно проехать. А где нельзя, там объезд. Да и автомобилей не было, а гужевой транспорт запросто справлялся с редкими лужами на песчаной уплотненной почве. Из этого песка стекло варили. Два района (при современном административном делении) соседствовали. И в домах окна уже были застекленными, а не затянутыми бычьими пузырями.
Нас подводит слегка аберрация дальности. Нам кажется, что все, бывшее до нас, обязательно отсталое.
Думаю, что пероноспороза не было. Он досаждал земледельцам Дальнего Востока, а в европейской части страны (думаю, что и на Алтае) не сильно докучал, а многие его просто ни разу не видели. Ведь только во второй половине двадцатого века была настоящая эпидемия. Для болезней растений такая ситуация называется как-то иначе. Но ведь и сейчас многие огородники полагают, что листья на помидорах чернеют от холода и дождя.

А вот помидоры родители бабушки (прабабушка умерла, когда мне было два года) выращивали только через рассаду. И мало выращивали. Дома в Сибири не отличались большими размерами и широкими окнами, холодно у нас. Но свеклы, морковки, репы и капусты было всегда много.
И брюква была. Я перепробовала уже все сорта, предлагаемые магазинами. Но того, сладостного, не нашла. И на турнепс думала. Но это не то. Мой папа знал турнепс, его выращивали для скота. Я помню, как при высадке рассады корешки всегда прополаскивали в воде, потом сажали в лунки. Зачем это делали?
Моя бабушка тоже сентябрьская))), только 1910 года. Родилась в Беларуси, в деревне Чаросово. В крепкой крестьянской семье. За что и отправилась в 1930- м в Архангельскую губернию. Но это другая история.
Про отсталое прошлое может говорить только тот, кто его совсем не знает)) Вот про утраченные традиции крестьянства я бы сказала. И это очень грустно. Потому что мы, вернувшись на «землю» из городов, придумываем и изобретаем велосипед, который давно изобретен, опробован и… потерян.
Из рассказов бабушки вспоминается, как готовились к праздникам, что предпочитали в эти дни готовить к праздничному столу. Про лошадку, которая не терпела, когда ее обгоняют. Про агрегат для заготовки кормов, в котором бабушка (еще совсем маленькая девочка) решила поправить застрявшую ромашку и навсегда остался шрам на пальце и неправильно отросший ноготь. Про свиные ребрышки с картошкой, запеченные в русской печке, про пышный кулич, селедку «к празднику»… и тут воспоминания «перебивает» вторая бабушка — петербургская. «А у нас в подвале всегда бочка с селедкой стояла»… странная природа у памяти…
Ирина! Я помню шанежки из русской печи! Бабушка их готовила. И большие на весь противень пироги с солеными груздями, пироги с нельмой. Тогда газовой плиты еще не было, все пекли в русской печи. Дрожжей современных скороспелых не было. Я сама ставила тесто с вечера, несколько раз за ночь к нему приходила, проверяла, подбивала.
Я сама не застала старое бытие, но рассказы своей бабушки слушаю с восторгом! Ведь такие застолья устраивали на всю деревню, и гулянья были веселые, чистые)) Да с драками, как же без драки)) А от блюд столы ломились)) Даже в голодные времена всегда выручал огород! А семьи какие большие были! Я, может, наслушавшись ее рассказов, и поехала свою землю осваивать)) Муж часто вспоминает, как он у своей бабушки жил в деревне и кушал еду из печки! Все мне супы вспоминает из печки! Сейчас я такие научилась в мультиварке делать)) Хлеб домашний, курочки и огород с садом для меня сначала были экзотикой, а сейчас не представляю своей жизни без этого своего домашнего! И сколько еще освоить хочется! И правильно Ирина пишет, что мы сейчас изобретаем заново велосипед)) А что делать? Как по-другому?
А моя бабушка родилась в 1917, и рассказы ее были все больше грустные… Даже кулинарные. Как голодали, когда убило лошадь. Как радовались, когда начинала расти первая травка по весне. Она и нас научила находить съедобные травы — дягиль, «баранчики», щавель… Как воровали ночами на полях мороженую картошку — она работала на заводе, поэтому картофельника им не полагалось, а если бы поймали — расстрел или лагеря. Как в войну приехал эшелон детей из Питера, и один из них сказал — «Мам, смотри, крапива! Мы теперь не умрем». И она поняла, как хорошо живет. Как после войны все соседские ребятишки прибегали к ней — кто за яблочками, а кто за луком. А ей было не жалко. Изобилие же. И блюда любимые у нее были простые-простые: крошеница, щи, каша, картошечка с грибами и огурчиками. И мясо — только зимой. И только кофе, как роскошь и подарок из столицы)
Кому то хоть удалось увидеть бабушку. У нас не было ни бабки, ни дедки. Репрессии на Кубани «опустынили» целые станицы. Но в восьмидесятых я ради интереса посетил станицу предков, и мне принесла оставшаяся там дальняя родственница хлеб, который выпекался по старинному способу в одной из станичных семей. Хлеб такой выпечки больше нигде не встречал. А отцовский борщ я помню, как произведение кулинарного искусства, видимо он успел до революции подсмотреть, как его мать кухарила. А в середине пятидесятых на некоторых полях в Дагестане выращивали какой-то овощ, похожий на белую свеклу. Мы детьми лазили туда по ночам, и если удавалось вытащить несколько штук, устраивали коллективный пир. Может это и была настоящая брюква, кто его знает. А к автору статьи вопрос: Зачем было комиссарам разбивать каменные жернова?
Скорее всего, жернова разбивали в период продразверстки. Когда у населения изымали все запасы, заодно и вредили, чтобы не на чем было зерно молоть. А на мельнице — строгий учет, кто-что-сколько.
Ольга, позабавили про «холодную Тверскую область» жителя жаркой Архангельской))) и просто знойной Костромской))
 
Моя бабуша, тоже сентябрьская, 1909 года рождения, окончила 3 класса церковно-приходской школы, семья была простой, крестьянской, работала она в поповской семье. Когда вышла замуж, её дочь работала у её свекрови. Дом был большой, были зажиточными крестьянами, после раскулачивания, дом остался, а вот с живностью пришлось попрощаться, почти весь скот и поля перешли в колхоз. Жили они в Ярославской области в с. Рождествено Мышкинского района. Муж бабушки, мой дед, был председателем колхоза до войны. Она одна вырастила 5 детей, правда, дед погиб в 44 году, после этого свекровь выселила её вместе с детьми к кладбищу в свободный маленький домик, хорошо, что корову дали. Бабушка очень любила картофель, синеглазку тоже вспоминала, говорила, что настолько голодно было, что картофельные очистки собирали и выращивали картофель из очистков. Обычной едой была брюква пареная, морковь сушили на печи, вместо конфет). Хлеб пекли сами, собирали зерно уже после сбора урожая, шелушили его, выбирая вручную зёрна. Ткали тоже сами ткани, бабушка сама шила. А бельё — чище не видела. Полотенца и бельё всегда были исключительно белого цвета, и накрахмалены. Прожила бабушка до 95 лет. Жила с нами.
Многим есть что вспомнить. Некоторые сами еще застали «кусочки» от старины, другие от бабушек, дедушек о том кое-что слышали… Можно сказать одно: СЛАВА УШЕДШИМ ПОКОЛЕНИЯМ, ДОНЕСШИМ ДО НАС НАШУ СТРАНУ, НАШУ ЗЕМЛЮ.Сумеет ли новое поколение сохранить сохраненное или растворит и само растворится?
Моя бабушка с 1908 года, родилась в Нижегородской обл, осталась сиротой в 10 лет, вспоминать не любила как жила, в войну осталась вдовой с детьми, после войны, рассказывала, бегали с младшим сыном обирать колоски на поле, т.к. ели какие-то травы, крапиву, голодно было. Печка была большая и на ней умещались 3 человека в полный рост, занимала большую часть домика. Еда из печки это что-то! Солили капусту, помидоры, огурцы в бочках. Пекла хлеб, так и говорила «пеку хлебы» — это таинство, пеклось не на один день, и ночью она за ним вставала смотрела. Вкусный хлеб. Её вышивки храню до сих пор, никто не знает как вышивали, потому что как будто наложена бархатная ткань. Еще нравились строченые подзоры! Берегли каждую вещь, ничего не выбрасывалось, шили лоскутные одеяла, перешивали вещи. Мы с ней летом ухаживали за огородом, действительно растения болели мало. В лунки к огурцам клалось много перегноя, чтобы им было тепло, а молодые растения притеняли веточками березы, я и сейчас так делаю, засохшую можно выкинуть, новую вставить. Огурцы старались поливать теплой водой, то есть согретой на солнце, для этого накануне, после полива, наливались полные ведра и ставились на солнце. Бабушка поливала не только настоем навоза растения, но крапивой. Смекалка, накопленный предками опыт помогал крестьянам при жизни и теперь нам. Спасибо, бабушки.

Пожалуйста, оставьте комментарий

Или через: