Распространенные ошибки в дизайне сада. Часть 2: форма, цвет, композиция

В первой части статьи мы говорили о том, как должна быть организована связь дома и сада, о зонировании участка, о том, что такое «многоуровневость» и как ее можно создать, а также о том, почему забор нельзя сбрасывать со счетов ландшафтного дизайна. Теперь перейдем к форме, цвету и композиции.

Ошибка 5. Увлечение геометрией

Поскольку ландшафтный дизайн говорит о повторении мотивов, то многие садоводы считают так: раз участок прямоугольный (а так, как правило, и бывает), то и все линии планировки должны быть ровными: дорожки — прямыми, газон — квадратным и т. д.

Не увлекайтесь геометрией
Не увлекайтесь геометрией!

Однако в профессиональном дизайне для планировки участка в целом действует совсем другое правило, которое называется «метод противоположного». Возможно, вы уже знакомы с ним по статье Уроки вредности. Он заключается в создании резкого контраста, когда существующая форма и размер участка как бы «отрицаются».

Так, если участок узкий и длинный, то исправить эти недостатки поможет не прямая планировка, а угловая, диагональная, или закруглённая, дугообразная. Ну а выбор между этими вариантами уже осуществляется в соответствии со стилем и замыслом сада:
  • Если желаемый стиль требует объекта правильной формы, то пусть он будет не квадратом, а ромбом и так далее. Нужно исказить форму, сделать так, чтобы глаз двигался медленнее, следуя за линиями: вместо прямоугольной площадки отдыха сделать угловую, дорожку расположить по диагонали, и т. д.  
  • Если нравится пейзажная планировка, выбирайте закруглённые линии: извилистые дорожки, площадки отдыха круглой, овальной или же текучей, неправильной, волнистой формы. Даже если решительно невозможно сделать пейзажную дорожку по каким-либо причинам, то можно сделать «обманки»: устроить по ходу дорожек площадки, интересные переходы. Хорошо, если и материал дорожки будет неоднородным. Да, если участок слишком маленький, бывает, что делать извилистую дорожку буквально негде. Но и это можно преодолеть – можно создать иллюзию извилистой дорожки, сделав отдельные части прямой дорожки из различных материалов. Естественно, комбинирование материалов не должно осуществляться в шахматном порядке. Чтобы создать впечатление искривления, нужен «фантазийный» рисунок мощения. 

Всё вышесказанное относится и к цветникам, и к отдельным крупным растениям (такие растения – элемент «скульптурности» в саду), к водоёмам, к газонам. Так, например, парадный газон лучше всего сделать округлой, дугообразной, или лентообразной  формы, а если вам нравится – то и «свободной», произвольно изогнутой. Располагать отдельные объекты нужно тоже не по прямой траектории. Таким образом визуально скругляются острые углы на участке и расширяются узкие проходы. 

Пейзажность - лучше
Пейзажность — лучше

Этот приём, в отличие от метода подобного, предполагает, что и при выборе садовых аксессуаров вы тоже будете придерживаться тенденции контраста. Можно сказать, что в методе противоположного мелочей не бывает. Его можно применять по необходимости и локально: если, например, у вас на участке есть отдельные неудобные зоны (с острыми углами или суженные).  
  

Ошибка 6. На участке нет композиции

Слово «композиция» слышали многие, так же как и то, что в саду эта самая композиция обязательно должна быть. Но эта тема настолько обширная, что студенты-дизайнеры, например, изучают её целых 5 лет. Композиция – это не симметрия, композиция – это не подбор всего примерно одной цветовой гаммы, и композиция – это не классический стиль в саду. Композиция – это наука о том, как правильно располагать объекты сада, чтобы это выглядело красиво. Композиция должна быть и в саду в целом, и в каждом отдельном его элементе.

Никакой композиции здесь нет
Никакой композиции здесь нет

Надо сказать, что чувство композиции присуще многим людям инстинктивно, просто они не осознают, как именно они её применяют. Так, например, умение одеваться, сочетать предметы одежды – это тоже композиция.
 
Чтобы в саду была композиция, у неё должен быть центр, «главный герой», вокруг которого располагаются различные объекты и растения. Центр – это что-то очень броское, на что нельзя не обратить внимание. Этим чем-то может быть что угодно. Но, конечно, объект должен быть достаточно большого размера: конструкция, строение, группа растений и т.д.

Центр композиции называется ещё активной доминантой. Оно и понятно: ведь он должен выделяться, приковывать взгляд каким-то броским «качеством»: формой, фактурой, цветом, оригинальностью конструкции, яркой стилевой принадлежностью, уникальностью, авторской задумкой.

«Центр» — это условное название, совсем не обязательно искать его в центре участка. Он может находиться в любом месте сада, а иногда даже и за его периметром. И он, как правило, один, много центров не бывает.

А ещё композиция – это пропорциональность, то есть соответствие размеров отдельных элементов сада друг другу и соответствие размеров дома размерам всего участка. Если элементы сада не соответствуют друг другу, это «режет глаз» и выглядит так, как будто бы всё собрано с разных участков. Нужно «уравновесить» размеры. Как это можно сделать?
  • Во-первых, правильным планированием. Большому дому – «большое» окружение: беседки и площадки отдыха должны быть большими, а деревья — высокими. Соответственно, участок тоже должен быть большим. Ну а если дом маленький, то, например, беседка не должна спорить с ним по размеру. 
  • Во-вторых, есть специальные приёмы. Вот, скажем, как быть, если на маленьком участке уже построен большой дом? Тогда окружение тоже нужно сделать «большим, но только визуально, «виртуально». Здесь нужно с помощью приёмов ландшафтного дизайна визуально увеличить размеры сада.

А вот здесь композиция есть
А вот здесь композиция есть

И самое главное: композиция определяет конкретные расстояния. Обычно объекты располагают где придётся, ну или руководствуются практическими соображениями. А это не всегда выглядит гармонично, даже если объекты исключительно красивы.

Всё в саду имеет свою «техническую» конкретику. Приблизительно – это непрофессионально. Так, если вы рассматриваете отдельный объект, то вам нужно знать не только как будут располагаться его отдельные части, но и на каком конкретно расстоянии друг от друга они будут (в метрах, сантиметрах).

Тот же самый вопрос возникает, когда вам нужно добавить к существующей композиции новый элемент. Куда его? Даст ответ на этот вопрос критерий золотого сечения. Золотое сечение – это особая пропорция, которую даже называют «божественной». Все произведения искусства содержат её. Золотое сечение достаточно сложно определяется, буквально вот так: «это деление отрезка на две неравные части в такой пропорции, где меньшее относится к большему так же, как большее к сумме его частей».

На практике, в саду это просто: нужно применять коэффициент пересчета, он равен  0.618. Допустим, у вас есть два объекта, расстояние между ними равно 10 м. Вам нужно между ними поместить третий объект. Вопрос — где? Совершенно в определённом месте. Умножьте расстояние между объектами на коэффициент 0. 618, получите 6.18 м. Значит, третий объект должен располагаться на расстоянии 6.18 м от какого-либо из этих двух объектов.

Ошибка  7. Неправильно использован цвет

Это встречается очень часто, так как любой сад – многоцветный, это не городская квартира. Здесь играют роль и конструкции, и, конечно же, растения. Ошибка считать, что на природе любое сочетание цветов красиво, и чем больше цвета, особенно яркого, тем лучше. Это не так. В саду всегда нужно стремиться использовать гармоничные цветовые сочетания. Эти сочетания бывают:
  • в виде нюансной гармонии, когда в оформлении сада используются разные оттенки одного цвета; 
  • в виде тональной гармонии, когда используются разные, но близкие цвета;
  • в виде контрастной гармонии – когда используются совсем противоположные, резко контрастные цвета. 

Любая из гармоний может быть в виде диады (сочетаются два цвета), триады (сочетаются три цвета), или кварты (сочетаются четыре цвета). Так что, видите сами, сочетание одновременно более 4 цветов или оттенков в одной композиции уже не слишком гармонично. 

Помимо этого есть ещё группа нейтральных цветов. Они служат отличным дополнением к ярким и сочным цветам, уравновешивают всё слишком броское. Поэтому их хорошо использовать в любой из гармоний, при любом принципе сочетания цветов. Естественно, нейтральные цвета будут не вместо, а помимо тех основных цветов, которые участвуют в комбинации. Это такие цвета, как светло-серый, светло синевато-серый, бежевый, песочный, кремовый, очень светло-жёлтый.

С цветом явно перебор
С цветом явно перебор
 
На ландшафте наше восприятие цвета несколько иное, чем в помещении, потому что на открытом воздухе присутствует солнечный свет, или «жёлтая составляющая» (даже если пасмурно). Глаз при таком освещении без искажения воспринимает только яркие, тёплые оттенки. А вот холодные тона искажаются и «выцветают». Поэтому, если вы хотите посадить цветы на солнечном месте, лучше выбрать те, что цветут в красно-жёлто-оранжевой гамме. А в полутени посадить растения, цветущие голубыми цветками.

Также в саду освещение постоянно меняется в течение дня. Поэтому важно посмотреть, как тот или иной цвет выглядит при разном освещении. Все ненасыщенные оттенки должны использоваться в качестве фона, а насыщенные – быть акцентами.

Всё вышесказанное относится не только к растениям! И цвет садовых конструкций тоже нужно подбирать гармонично. Тут, конечно, непрофессионалу сложно. И вот что я предлагаю. Для того чтобы безошибочно подобрать цветовую гамму сада, лучше всего составить колерный коллаж. Как раз в нём и присутствуют образы, которые делают выбор цвета идеальным. В саду используется большое количество материалов и растений, и любая ошибка будет стоить в буквальном смысле дорого. Вот как я советую его сделать:
  1. Нужно наклеить на большой лист бумаги несколько достаточно крупных фотографий основных уголков вашего сада, а рядом с этими фото прикладывать различные пробники красок для строений, образцы кровли, облицовок, кусочки материалов мощений (можно просто их чёткие фото), фото желаемых растений, мебели и аксессуаров именно такого цвета, как вы хотите. Естественно, учитывая основные правила сочетания цветов. Делайте всё это, пока не найдёте тот вариант цветовых сочетаний, который вас устраивает. 
  2. Теперь его можно зафиксировать (наклеить составляющие) и вынести этот коллаж на улицу, рассмотреть при разном освещении в разное время суток. Если вам нравится результат, тогда этот коллаж становится руководством к действию – образцом для конкретных покупок.

Эта цветовая гама - нюансная
Эта цветовая гама — нюансная

Осторожнее с яркими аксессуарами! Они сделаны из искусственных материалов, поэтому яркий цвет на них усиливается и «глушит» цвета природы. Лучше выбрать более пастельные расцветки, в любом случае.
Запись размещена в разделах: , , , , , ,
Автор записи:
Добавили статью в избранное
V9522674784 V9522674784 и еще 70 человек



Комментарии (20)
Ольга, спасибо! Ценные и наглядные рекомендации. Прекрасный дистанционный (и притом бесплатный)))) курс! И сейчас самое время пополнить теоретический багаж, чтобы к активному практическому сезону желания «наворотить»в своем саду были уже направлены в правильное русло)
Спасибо за статью, я и раньше понимала, что не все делаю правильно(, при формировании своего молодого сада, а Вы только подтвердили мои опасения. Вопрос: как теперь это исправить? Например, я очень увлекаюсь геометрией и высадила березы и пузыреплодники между ними в одну линию(((, (у нас узкий участок, и между домом и забором узкий, как труба, проход )
Ну а вы визуально измените эту геометрию. Просто «раскидайте» как горох, неравномерно, между вашими посадками и около них небольшие объекты, лучше близкие к круглой форме. Ну например, где-то положите большой камень, где-то поставьте фигурку, где-то устройте круглой формы маленькие цветнички (крышку от бочки можно на земле оконтурить, и в пределах этого круга сажать) с многолетними растениями, лучше одного вида. Ну например, «пятно» из астильб, или 2 — 3 хосты вместе (они и сами в форме «таблетки» растут), или кружочек из гейхер. Это я специально такие многолетники советую, так как с берёзами рядом не всё растёт. Ну а летники — их надо каждый год сажать, это работа. А ещё можно в качестве фигурки на землю положить декоративное тележное колесо, 2 — 3 сегмента красивыми камешками засыпать, а в остальные посеять цветные салаты, например. И вот у вас форма исказится, и будет всё пейзажно.
Ольга, спасибо огромное! ( пишу повторно, почему-то не прошел первый ответ) действительно, мне такое решение в голову не приходило, астильба там есть, но одна, значит, добавлю кругом еще парочку, хосты тоже голову ломала куда посадить, гейхеры тоже очень уважаю, но участок солнечный, не будет им жарко? Еще хочется что-то осенне-цветущее туда
Раз там уже посадки есть, жарко им быть не должно. Ну а если гейхеры цветные, то им вообще лучше солнечный свет. Цветные — это сорта, у которых листья вишнёвые, например. Осеннецветущее, чтобы не ухаживать особенно — можно гелениум осенний.
А у меня горят на солнце(((. Пересадила в тень — ожили, растут и цветут отлично (ттт).
А можно посадить растения сначала в ёмкости (в моём случае это розы и гибискус), расставить их, и, если все смотрится, то высаживать на место?
Даже нужно так делать. Так вы будете уверены, что композиция будет отлично смотреться именно в этом месте.
Я обычно, когда делаю альпийские горки, то тоже так горшочки расставляю. Чем больше растений, тем сложнее представить, да и нарисовать, как это будет выглядеть. Огромное значение играет малейший рельеф, освещённость конкретного места, а также то, что глаз видит вместе с этой «горкой», например.
Спасибо за поддержку. Теперь я буду более уверена.
Спасибо за поддержку. Теперь я буду более уверена.
Статья — просто сокровище!!!
Огромное СПАСИБО автору!!!
В саду должно быть уютно Композиция и симметрия тут ни при чём.
Согласна, в саду должно быть уютно, а у понятия уюта есть определенные правила, поэтому композиция — да, а симметрия — дело сугубо индивидуальное. Всему надо учиться, вот и я учусь.










Кот, конечно, отдельный центр любой композиции)))
Красиво ступенями, но вот наверно, я человек, навсегда полюбивший равнину. Это не вам лично адресовано, пишу как ответ вам, потому что немного понимаю в дизайне (училась и, как показывает статья, мои работы верны), и вижу по вашим трудами, что вы человек, способный на практике верно создавать своё творчество. вот я люблю и нахожу красивыми ландшафтные работы в пейзажном стиле без резких перепадов почвы, с изогнутыми дорожками и загадочным немногочисленным садом с солнечной полутенью где-то не по центру. В общем, захотелось поделиться опытом по тонкостям уровня земли на участках, которые можно назвать «лужайкой», но с соблюдением правил и приёмов геометрии и перспективы)))
Да, когда я планировала свой участок, тоже думала о мягких перепадах с устройством дорожек с изгибами, но, к сожалению, участок маленький, и искомый эффект терялся, не просматривался. И тогда я решила применить приём перспективы, уходящей вверх дорожки с подъемом, визуально удлинивший мой участок, в результате и не очень высокий дом кажется выше. А смягчающие пейзаж мягкие линии я могу использовать на боковых лужайках.
Вот на правой лужайке круглый цветник перед перголой к которой подходит пошаговая дорожка по диагонали газона. Кстати, пергола сделана собственноручно)).
Фото прошлого года. сейчас она уже увита глицинией
Фото прошлого года. сейчас она уже увита глицинией





IBK, а я не считаю, что нужно критиковать Ваш участок. Как раз, у Вас очень уютно, но в то же время, чётко продуманы зоны. Сад не перегружен, элегантен. Дом вписан в сад очень удачно. Аккуратно, благородно.
Мне очень-очень нравится у Вас!
Красиво, но как-то все строго и правильно.
Нет, если критиковать, то первое что бросается — нет общей стилистики и левая часть пустовата и не гармонирует с правой. Но для любителя, я считаю, это уже очень хорошая работа.
У нас есть соседи, у которых тоже немного земли, так у них такие «американские горки»-у них еще гораздо сильнее перепад уровня земли в две стороны (углом) вниз, наверно в итоге будет красиво, но детям не побегаешь.
Спасибо за комментарии. Слева лужайка была задумана как раз для будущих внуков. Вокруг она обсажена декоративными кустарниками: спиреи, сирени, вейгела, будлеи, гортензии и древовидные пионы, но они еще не разрослись. думаю, что со временем все это поднимется и сбалансирует с правой половиной. Ведь тем и прекрасно садоводство, что это всегда творчество и всегда что-то, а то и все можно менять.

Пожалуйста, оставьте комментарий

Или через:
Другие записи про ландшафтный дизайн
Исторически сложилось так, что в мире существуют два подхода к использованию садовых участков. Западный – для красоты и российский – для пропитания. Продвинутые европейцы, как правило, только отдыхают на загородных участках, а овощи и фрукты...
Садоводство сегодня — это не просто выращивание различных растений на даче. Это вид искусства, причём один из самых популярных в мире. А любое искусство испытывает влияние современного мировоззрения и тенденций, существующих в обществе, в том...
В настоящее время среди всех садов парка ЛОК «Айвазовское» своей красотой, «древностью», выдержанным стилем Древней Эллады, выделяется античный cад в северо-восточной части парка.    Напомним, что согласно существующей концепции...
lukor
Мой сад сам диктовал мне не только где и что надо посадить, но и посторить или соорудить. Так уж сложилось. Не было у меня планов-проектов. Хоть и не помешали бы. Мечты превращались в идеи, которые  приходили сами собой. Оставлось только выбрать...
Если ваш сад кажется однотонным и унылым, что мешает сделать его немножко ярче, не дожидаясь следующего сезона? При желании в саду можно создать целое произведение ландшафтного искусства, точечно разбавив общий фон растениями ваших любимых...
Меня так вдохновила статья Людмилы «Fairy garden: заманите фею в сад», что продержалась я совсем недолго: в первый же дождливый денек начала строительство :) Ну, а поскольку возле дома нашлись всевозможные живописные мхи, они (вместе с любимыми...
Смотрите все материалы про ландшафтный дизайн >>