Декоративный огород - как это делали наши предки

Продолжим экскурс в историю декоративного огорода и увидим, как это делали наши предки на Руси.

Первые сады-огороды возникли при монастырях
 
Тенденции развития декоративного огорода в России также интересны и самобытны. Здесь они проявились с особой силой, но в других красках, т.к. формировались с учетом влияния предшествовавшей эпохи западноевропейского барокко и классики французского регулярного стиля, но применялись в условиях среднерусской равнины.

Как и в Западной Европе, в России допетровской эпохи первые сады были созданы монахами при монастырях и имели исключительно утилитарный характер. Само понятие сад было достаточно ёмким и подразумевало участок с культивируемыми растениями. До XVIII века в России это понятие передавалось также словами вертоград, огород. В тоже время, употребляя слово огород, имели в виду огороженный сад, засаженный деревьями, плодовыми кустарниками, между которыми на грядках росли овощи.

Большое место в монастырских садах отводили под овощи, плодовые деревья и лекарственные травы. Совершая паломничество в Палестину, монахи, приносили из посещаемых по пути стран растения с диковинными цветами, которые использовали при устройстве цветников в монастырских садах. Они отличались особенной красотой, и прихожане, никогда не видавшие ничего подобного, называли их раем, райгородом. Как правило, монастырские сады имели планировку, напоминавшую голландскую: прямые дорожки располагались крестообразно, что придавало им религиозно-символический смысл.

Однако, несмотря на восхищение, ни монастырская планировка, ни разбивка цветников в садах частных лиц долго не приживались. “Это хорошо для “божьего дома”, а нам ни к чему такая благодать”,- рассуждали наши предки. Иное дело царские хоромы: царей и цариц приводили в восхищение монастырские сады. Поэтому, вполне закономерно, что вслед за монастырскими стали возникать “сначала царские, а там, конечно, и боярские сады…” (Регель, 1896).

Судя по описаниям иностранцев, посещавших Москву в XVI веке, в ней было много приусадебных садов. “При каждом доме есть сад, служащий для удовольствия хозяев и вместе с тем доставляющий им нужное количество овощей; от сего город кажется необыкновенно обширным” (Базилевская, 1958). Были в садах и цветы, но ассортимент их не ясен. По-видимому, чаще всего высаживали ноготки, бархатцы, гвоздику, васильки, незабудки. До начала XVII века в русских садах роз не было, но зато в изобилии выращивали шиповник. Особенно много садов и огородов было в переулках по Тверской, Грузинской и Ямской улицам и у Крестьянской заставы. Сохранившиеся до наших дней названия некоторых улиц – Садовники, Огородники, Берсеневка (берсень – ягоды) – произошли от обилия в прежние времена садов и огородов в этих районах.

Календула или ноготки
 
Что же представлял собой сад-огород при русской усадьбе XVI-XVII вв.? Типичной картиной того времени было расположение дома на возвышенном месте. Ограждение (тын) устраивали из частокола, вдоль тына сада и между яблонями разводили смородину и крыжовник. Тут же располагали овощи: лук, чеснок, свекла, репа, морковь, а пониже, у пруда, — капусту. В сторону сада дом часто был обращен террасой. Иногда здесь же, на открытой площадке, делали крытые слюдой парники, в которых выращивали дыни и другие теплолюбивые культуры.
Интересно отметить, что даже в тех текстах Домостроя, которые детально описывали участок при доме (“Огород и сад как водити”), практически отсутствовали упоминания о декоративных растениях. Тем не менее, в огородах встречались кустарники, всегда любимые в народе: сирень, калина, боярышник, шиповник. Цветы сажать – потеха, и сад с цветами долгое время назывался “потешным садом”. Разведение их считали смешной забавой. И зачем сажать цветы? Ведь от них съедобных плодов не получишь, а полюбоваться, собрать букетик цветов, сплести венок – все это можно было сделать, выйдя за ограду боярской усадьбы. Природа повсеместно окружала русского человека и поэтому неслучайно, что он всегда был близок к ней.

Пригород Санкт-Петербурга
 
Чем знатнее, вельможнее, ближе к Кремлю был боярин, тем больше и богаче был его сад-огород. Березовые рощи стали обносить высоким тыном, за которым высаживали “заморские цветы”. Немного позднее плодовые и огородные растения стали ценить, прежде всего, из-за их красоты и в огороде среди огуречных гряд сеять много крокусов, руты, гвоздики разной окраски.

При этом, следует еще раз подчеркнуть, что утилитарная функция усадьбы продолжала оставаться основной. Красивое видели в предметах простого повседневного быта, “красоту” не отделяли от “пользы”. Поэтому вплоть до 60-х годов XVII в. усадьбу еще не делили на хозяйственную и “парадную” части, не было еще и специальных декоративных устройств, лишенных практического назначения, наблюдалось лишь стремление украсить жилище и все, что его окружает. Косвенным подтверждением такого представления о старых русских садах-огородах могут служить их изображения на иконах, коврах и т.п.

Огородами занимались многие сословия: крестьяне, стрельцы, ямщики. Интересно отметить, что простой люд старинных слобод, таких как Садовая и Огородная, принадлежавших Дворцовому Ведомству и учрежденных еще при первых Московских князьях, обязан был в виде оброка поставлять во дворец разнообразные овощи. Кроме того, староста – всегда искуснейший садовник – ежегодно подносил Государю ранние дыни (в начале августа), огурцы (в начале июля), редьку, свеклу, морковь, репу и пр. Причем, за каждую новинку полагалось вознаграждение в 4 аршина сукна на кафтан. Капустой и морковью в те времена славились поселяне Воробьевых гор. Лучший лук имелся не в Москве, а у знаменитых Верейцев-Луковников.

В XVI-XVII вв. появились аптекарские сады, также называемые огородами. Предвестниками их были издавна разводимые гряды с лекарственными травами и кустарниками, плоды которых использовались в лечебных целях. Особое значение имели московские аптекарские огороды, возникшие с учреждением Аптекарского Приказа. Из истории известно, что в Москве, уже в начале XVII века, существовало 4 аптекарских огорода. Главный располагался на правом берегу Неглинки между Боровицкими и Троицкими воротами, около Лебяжьего двора (этот огород снабжал царскую аптеку лекарственными травами), второй – у Флоровских (Мясницких) ворот, третий – в Немецкой слободе, почему и назывался “аптекарским огородом, что под Новонемецкой слободой”, наконец, четвертый – у Придворной Аптеки в Китае, у восточной стены Кремля. В аптекарских огородах разводили не только лекарственные растения, постепенно в них начали выращивать пряные, эфиромасличные и дикорастущие виды, такие как шалфей, цикорий, мята, мак, укроп, иссоп, латук, мак, тмин, укроп, портулак, петрушка, любисток, розмарин, полынь лечебная (божье дерево), черноголовник, шиповник, красная, белая и желтая розана и т.д.

Цикорий поселился в аптекарском огороде

Большим любителем садоводства был царь Алексей Михайлович, правивший в 1645-1676 гг. Поэтому особый интерес представляла государская вотчина XVII вв. Измайлово, где был устроен не один сад. По-видимому, здесь сады возникали постепенно, по мере необходимости, без наличия стройной композиции, связывающей их в один парковый ансамбль.

Виноградный сад имел своеобразную планировку, представляющую собой ряд квадратов, вписанных один в другой, и четыре круглых участка по углам. Начиная от внешней границы этого сада по направлению к центру, размещались участки: “под гречу”, “под пшеницу”, “под ячмень”, “под маки”, “на немецкие цветы и травы” и т.д. В угловых частях сада, имевших циркульную форму, разводились царские груши, вишни белые и красные, сливы. Деревья размещались по концентрическим кругам. В северной части сада-огорода сооружались навесы для сушки и уборки овощей.

Виноградный сад
 
Круглый сад или, как его чаще называли “огород”, был устроен на площади в 6 га, его диаметр равнялся 280 м, ширина аллей, разбивавших территорию на три кольцевых пояса, составляла 6 м. Внешнее кольцо занимала березовая роща и посадки шелковицы, шиповника и пр. Последний высаживался и в остальных поясах. Кроме того, в одном из средних участков росло 137 кустов барбариса. На остальной территории разводили овощи и лекарственные растения, благодаря которым сад часто называли аптекарским.

Просяной сад был заложен в глубине лесного массива. Он имел квадратную форму и был огорожен деревянной оградой красного цвета. В устройстве этого сада русские мастера явили немало примеров изысканного оформления, среди которых особенно выделялся выразительный, насыщенный цветом и движением форм и оттенков живой ковер из одних только злаков – овса, пшеницы, проса, ячменя и т.д. Кроме того, они были внимательны и к декоративным особенностям плодовых деревьев, окружавших злаковые культуры. Цветки, листья, плоды, рисунок коры на стволе, ветвление кроны – все это находило свое место в общей картине сада-огорода, оживляло его, образовывало каждый раз новый художественный образ. Искусственно созданные регулярные композиции были невелики по размерам и всегда выделялись на естественном фоне.

Потешные палаты с садом считались самыми декоративными. Здесь в огромном саду был устроен лабиринт, который по-русски называли “Вавилоном”, а также обширный зверинец. Там же находилась “весьма красивая аптека с ботаническим садом”. Размещение лабиринта в центре сада явилось интересным применением этого западноевропейского элемента в русских садах.

При создании садов Алексей Михайлович повелел воеводам различных областей собирать лекарственные растения в виде особой подати и присылать ко Двору. В силу этого указа, привозили и присылали в Москву, для царского обихода самые разнообразные растения: например, солодку голую (солодковый корень) из Астрахани и Поволжья, бадьян – из Сибири, ревень – из Болгарии. Кроме того, в сохранившихся материалах упоминаются васильки, розмарин, гвоздика, майоран, шиповник, пиретрум, пестролистный молочай и т.д. Есть также указание о кувшинках, которые надлежало доставать в реках под Москвой и пересаживать в новые сады.

В Кремлевских садах выращивали фруктовые деревья, ягодные кусты, лекарственные травы, овощи. В 1682 г. там уже были виноград и арбузы, грецкие орехи и шиповник.

Основные приемы планировки усадьбы в допетровский период:
  • регулярность несложных по замыслу композиций, сложный геометрический рисунок, подчеркивающие декоративные возможности растений во всем разнообразии их форм, окрасок, запахов;
  • сочетание утилитарного назначения с художественными задачами;
  • единая композиция растений, без искусственного размежевания декоративных, овощных и плодовых растений; чередование лекарственных, ароматических трав с плодово-ягодными, декоративными насаждениями и огородами;
  • живописное сочетание регулярной планировки отдельных частей усадьбы с природой в зависимости от особенностей рельефа и открывающегося ландшафта;
  • придание всему ансамблю своеобразного “сельского” облика за счет расположения главных построек не по центральной оси симметрии усадьбы;
  • отсутствие единого ансамбля в расположении садов в усадьбе и в сочетании с архитектурным замыслом;
  • разбивка садов в виде отдельных вкраплений в нетронутый лесной массив с соблюдением внутри каждого сада регулярной планировки;
  • ограждение садов-огородов живой изгородью, частоколом для придания им замкнутого характера;
  • широкое использование дерева в “малых формах” (“теремах”, оградах и т.п.);
  • яркая цветовая насыщенность.

Основные приемы композиции русских садов-огородов XVI-XVII вв. не потеряли своего значения и в последующий исторический период – правление Петра I, который характеризовался необычайным подъемом садово-паркового искусства. Петр I считал необходимым разводить в Петербурге и его окрестностях сады, цветники, огороды.

Полезная рабатка с бархатцами в пригородах Санкт-Петербурга
Фото Антона Папкова

На смену исключительно утилитарному садоводству пришло строительство садов и парков, украшаемых сначала в регулярном (французском), затем в пейзажном (английском) стиле. Строгую уравновешенность элементов Потешного, Просяного, Виноградного и др. садов сменила асимметричность композиций с направленностью в сторону водных пространств и открытием дальних пейзажных видов. Возросли размеры садово-огородных ансамблей. При этом богатое оформление получили не только царские, но и небольшие пригородные и загородные дворянские усадьбы. Сложные детали регулярного стиля (зеленые стриженые стены, крытые аллеи, фонтаны, пруды, причудливые партеры) составляли обязательную принадлежность каждой усадьбы и даже обычные приусадебные участки превращали в подлинные произведения искусств.

Изысканный партер, пригород Санкт-Петербурга

В усадьбах XVIII в. сады-огороды уже нередко разделяли на две части: парадную для развлечения, отдыха и хозяйственную. Во второй большое внимание уделялось разведению огородов. В регулярных садах прямоугольной формы, окаймленных стрижеными зелеными стенами, под огород использовали внутреннее пространство боскетов. Часто в центре каждого сада располагался цветник, который иногда заменяли водоемом.

В 1714 г. в Петербурге на Вороньем острове Петром I был основан аптекарский огород в регулярном стиле с разбивкой на ряд прямоугольных участков. В нем выращивалось до 300 видов лекарственных растений, которыми снабжали аптеки. Этот огород был открыт не каждому, а только тем, кто занимался ботаникой, медициной и впервые имел исключительно научное значение. За сравнительно короткий срок здесь была создана ценнейшая коллекция древесных, кустарниковых пород и лекарственных трав. Иностранцы, осматривающие аптекарский огород, отмечали, что уже в 30-х годах по богатству видового состава он превосходил подобные сады в европейских странах. Позднее аптекарский огород был преобразован в Санкт-Петербургский ботанический сад.

Пристрастие царя к полезным растениям проявилось и в его прибалтийских усадьбах. Так, например, известно, что в Петергольме (1720-1721 гг.) выращивалось большое количество ароматических и лекарственных трав, а “кухонный” огород занимал немалую площадь хозяйственной части усадьбы.

Основные приемы планировки усадьбы при Петре I:
  • сохранение регулярности композиций, разбивка территории на прямоугольные и квадратные участки в сочетании со свободной пейзажной планировкой;
  • отведение красоте природного пейзажа ведущей роли в общем композиционном решении усадьбы;
  • перестановка партера на второй план;
  • сочетание утилитарных целей с художественными задачами;
  • наличие единого ансамбля, подчиненного основному сооружению – барскому дому, занимающему центральное положение на главной оси усадьбы;
  • размах и усложнение пространственного композиционного решения;
  • более роскошное убранство садов-огородов в первую очередь за счет введения эффектных водных элементов (фонтанов, каскадов, водоемов), а также газонов;
  • сохранение замкнутости огорода, часто за счет формованной живой изгороди; использование под огороды внутреннего пространства боскетов;
  • высокий художественный уровень устройства элементов усадьбы;
  • разделение усадьбы на две части: парадную и хозяйственную.

В помещичьей усадьбе XIX в. сохранялось традиционное  соединение утилитарных и эстетических функций. Овощи и цветы – сочетание практичности и красоты создавало неповторимый колорит русской усадьбы этого времени! Различие между усадьбами XVII-XVIII и XIX вв. заключалось в том, что “сначала декоративный элемент был как бы вкраплением в общий хозяйственный “фон”, а позже, напротив, отдельные утилитарные элементы включались в общий ансамбль усадьбы, строящейся по законам художественной композиции. Затейливые беседки –“чердаки” среди плодовых деревьев, яблони в боскетах Царского Села, ягодные кустарники, овощные грядки в регулярных партерах, сложный декоративный рисунок аптекарских огородов… — все это предметы давних традиций, сложившихся ещё в боярских вотчинах и монастырях и связанных с эстетическим осмыслением утилитарных функций сада” (Вергунов, 1988).

Социалистический период хозяйствования ХХ столетия характеризовался резким разграничением посадок на декоративные и хозяйственные, которое, в первую очередь, прослеживалось в сельском подворье. Значительную часть площади в нем занимал огород. Причем с ростом экономической нестабильности в стране его площадь все более расширялась, вытесняя декоративные растения. В связи с потребностью в максимальном урожае основных овощных культур, размещение растений основывалось на агротехнических требованиях и было лишено какой бы то ни было декоративности. С массовым получением земельных наделов в конце ХХ столетия, желанием и возможностями владельцев устроить усадьбу по своему вкусу возрастает интерес к архитектуре строений и растительному оформлению. У некоторых хозяев отпадает необходимость в большом огороде, у других площадь оказывается недостаточной для отведения под огород, сад, цветники или другие элементы озеленения отдельных участков. Поэтому неслучайно возрождается тенденция смешанных посадок и на первый план вновь выходит декоративное размещение растений.
Статья размещена в разделах: , , ,

Автор статьи:
Добавили статью в избранное
mendagulowa mendagulowa



Комментарии (13)
Бесподобная статья, содержательная, увлекательная!!! Читала с запоем, много интересного и нового для меня. Понравился факт про 4 аршина сукна. Если бы мне так платили за новинки садоводства, то одежек можно было бы нашить 3 раза на мою семью!!!
Похвала от коллеги — вдвойне приятна, спасибо.
Меня просто ошарашили слюдяные теплицы и дыни в них!!! Вот так удивили! Спасибо за такой уникальный материал, нигде такого не видела!
порой очень познавательно вернуться в историю, так красиво как у вас в посте вдвойне приятнее.
недавно вычитала, что на Руси всегда выращивали дыни и арбузы, причем не далеко от Москвы и вес арбуза был не менее 15-30 кг)) переправляли по рекам и даже таможня была для проверки качества арбузов в т.ч))
Татьяна, добрый вечер! Меня всегда такие исторические факты удивляли и восхищали — ведь могли наши предки все это выращивать и где — в средней полосе России! Огородники были специалистами высшего класса, знавшие все нюансы возделываемых овощных культур.
жаль что многие нюансы потеряны! возможно при том опыте, мы б не покупали сегодня пшеницу и продукты заграницей, были ж мы когда то лидерами по продаже зерновых капиталистам!
Петергольм- впервые прочитала о таком месте. Спасибо.
В Костромской области выращивали гречиху, а сейчас ее на сидерат не всегда можно высеять, изменился климат, причем очень сильно. В 60-е годы еще кое-где высевали. Не так давно читала статью о том, что дубовые рощи и липовые были повсеместно по Костромской области. Дубы вырубили во времена Петра Первого, их доставляли в Архангельск для строительства судов, ну а липы — на хознужды. Сомневаюсь, что крестьяне выращивали экзоты, а вот в усадьбах здесь многое было. Причем усадьбы были сконцентрированы в Костромском и Судиславском районе, дорога проходила — Кировский тракт. Есть остатки усадеб с планировкой садов и огородов.  В результате человеческого вмешательства у нас сейчас климат южной тайги. Спасибо, Людмила, за очень познавательную статью. 
Татьяна, еще раз добрый день! Спасибо за интересный комментарий. Вообще тема старинных усадеб очень интересна и для историков, и для биологов. Помню в 1999 г. наша конференция по садоводству была выездной и проходила в Чехии в Леднице. Запомнились сообщения чешских коллег, которые уже тогда разработали целую программу обследования старинных усадеб на предмет выявления старинных сортов плодовых культур: яблони, груши, сливы. Среди поставленных задач был не только поиск сохранившихся сортов, но и восстановление лучших в культуре...
Настоящие гречишные поля в пору цветения видела в своей жизни всего 1 раз в Украине в Хмельницкой области. Это очень красиво!
От  нас в шести км есть усадьба Следово 18 в. Это пока единственная в области воссозданная усадьба с красивым ландшафтным парком. Ежегодно в 20-х числах июня там проходит бал цветов, как раз расцветают редкие ирисы. Всегда очень много желающих поглазеть, но лучше приезжать в любой день другой. Там прекрасный розарий. Есть редкие хвойники. Мостики, прудики, красные и белые лилии.  Жаль, что 5 км дороги до ворот, как после бомбежки. Во время войны на территории усадьбы была школа-интернат, куда привезли детишек из Ленинграда. После войны школа долго существовала, там в 60-е годы учились мои двоюродные братья. В интернете есть страничка «Cледово»
Татьяна, посмотрела «Следово» в интернете, спасибо, что посоветовали. Как красиво, мило, и не только ирисы, но и пионы, розы! Побольше бы таких воссозданных усадеб!
А это Симеиз на Южном берегу Крыма. Сколько на его территорий старинных усадеб, нуждающихся в восстановлении! Многие из них до сих пор несут фрагменты стиля модерн.

Симеиз

Старинная усадьба в Симеизе, прошлое

Старинная усадьба в Симеизе, настоящее

Людмила, подскажите, пожалуйста, какие источники информации вы использовали в статье?
Последний раз редактировалось
Книга Л.Д. Комар-Темная, Л.И. Улейская «Современный дизайн огорода», 2007.

Пожалуйста, оставьте комментарий

Или через:
Другие записи про декоративный огород
Действительно, утилитарный взгляд на огород приучил нас к его неброскому облику, над которым задумываются не часто. Мы привыкли к однообразным рядам прямолинейных грядок с традиционным, часто весьма ограниченным, набором овощных культур,...
Среди декоративных овощей, кружащихся в летнем огородном хороводе, немало красивоцветущих растений. Благодаря окраске, своеобразной форме, величине, аромату цветка (соцветия), обилию цветения такие культуры очень часто становятся «примадоннами» на...
Затронув тему современного дизайна огорода, думаю, что пользователям сайта будет интересно совершить сегодня небольшой экскурс в историю и увидеть, что идея создания декоративного огорода имеет очень давнее происхождение. Оказывается, что в...
Larissalora
Конец марта, уже растет рассада, заготовлены семена для посева в открытый грунт, кто-то решил высаживать и сеять в традиционные свои грядки, а кто-то все-таки задумался: как сделать огород красивым? Если это вы, то тогда этот материал для вас....
Пожалуй, у всех в детстве было необыкновенное чудо – калейдоскоп с разноцветными стеклышками. И кто же не смотрел в него, любуясь часами, как друг за другом сменяются красивые геометрические картинки? Думаю, что очередная схема декоративного...
Каждый день приближает нас к основным масштабным посадкам и посевам в открытый грунт, и к этому событию каждый готовится с полной ответственностью. Для тех, кто решил попробовать в этом сезоне уйти от «скучных» традиционных овощных грядок и...
Смотрите все материалы про декоративный огород >>