Нива - любовь моя

Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Первая любовь… к автомобилю.
Прошло уже 33 года, а все, как в первый день — день встречи. У нас после Нивы уже четвертый по счету, но помним ее. Она до сих пор бойкая, шустрая, на городских дорогах порой встречаемся. Она застенчиво молчит, мы тоже молча снимаем шляпы.

Предтечи 

Начну издалека. В 1982 году мой дядя преподнес нам подарок. Ему на предприятии выделили участок в садоводстве, в далеком от реки месте, на горе, на сухой кочке. И такому был бы рад, да уже было местечко неподалеку от слияния Бии и Катуни, потому мы получили приз.
Муж сначала отказывался, мотивируя отсутствием машины. «Нет машины, пешком ходить? Не нужен!» — это его мнение, а мое иным было: «Нет нужды, нет и машины. Походишь пешком — купишь автомобиль.» — уговорила. 

Легко сказать — «купишь». Где купить? Мы не были инвалидами, ветеранами, героями труда и войн, не были статусными, что требовалось для получения возможности приобретения. Именно возможности. Автосалонов в ту пору тоже не было, а на базаре с рук можно было купить старую по цене двух новых, однако нас это не вдохновляло. Начались поиски.

Это не наша машина. Фотография взята с сайта ros-niva.ru Наша была такая же. Она и до сих такая!

Родственники живут в Кемеровской области, все шахтеры. Извините, самим нужны. Все варианты исчерпаны… А нам неймется. Мечтаем, цвет выбираем. Нива должна быть зеленой. Не бледненькой, как немощная тургеневская барышня, не желтенькая, как пожухлая осенняя трава. Только яркая зеленая, как трава в июне. Мечтали об изумруде. Мальчишки рисовали фломастерами, которые мама привезла из московской командировки, зюзёную Ниву и зюзёную траву.

Ads by

Машина отыскалась там, куда Макар телят не гонял

Муж в то время работал на крупном оборонном предприятии, ему приходилось часто бывать в отъезде по делам службы. В последней командировке его соседом по гостиничному номеру оказался начальник колонии из Кировской области. Как водится, разговорились. И поведал он о дедушке, который живет еще дальше, и есть у того дедушки Нива зеленого цвета.

Это то самое место, где нашлась машина, однако, может быть.
Это то самое место, где нашлась машина, однако, может быть.

И закрутилось… Сначала «колонист» доехал до дедушки, посмотрел машину, договорился о цене. Потом сообщил мужу, что дедушка готов продать машину. Николай дал подробнейшие инструкции, как добираться до поселка Лесной. Требовалось несколько пересадок, последняя часть пути — узкоколейка. Вокруг только учреждения исправительно-трудовые, при них поселки для сотрудников. «Если начнут в вагоне или еще где приставать, скажи, что ко мне едешь, тогда не тронут. Еще и проводят до места. Ты не бойся, народ у нас покладистый.» — давал инструкции Николай — «А деньги вези наличными, тут нет сберкассы, чтобы твои (тут должно быть слово, которое забыла, но что-то похожее на дорожные чеки) обналичить.» 

Мобильной связи не было, даже обычной качественной телефонной тоже, только коммутаторы. До Николая дозванивались так: «Алло! Алло! Коммутатор! Коммутатор? Наконец! Мне добавочный (следовал номер)», потом шло переключение на другой коммутатор и все повторялось. И было счастьем, если получалось просто дозвониться до кабинета, хотя не обязательно Николай в нем сиживал. Потому звонили только рано утром, когда начинался рабочий день.


Без денег машину не купить

К очередной командировке надо было собрать деньги. Сумма немалая, за машину попросили ровно столько, сколько стоит новая, то есть где-то 9500 рублей. По тем временам огромнейшие деньги. А у нас на книжке лежало всего шесть тысяч. И была недвижимость в виде гаража в черте города, который стоил четыре тысячи, но его надо было продать. А это быстро не делается. Требовалось не более трех дней, но и этого времени не было. Потому пошли к моей троюродной (а может и более дальней родственнице, она была женой брата моего деда) и заняли необходимую сумму. Вот с таким богатством муж поехал опять в московское министерство, выпросив у начальства неделю отпуска.

Богатство.

Дорога на деревню к дедушке

До колонии добрался хорошо, и до дедушки, Героя Социалистического труда, знатного лесоруба, ехать было недалеко, всего километров семнадцать. Семнадцать километров летом по бездорожью по почти то ли остаткам тайги, то ли по тундре, которую разбили колеса огромных лесовозов. Но машина колонии была подготовлена к таким дорогам. А как Нива? Ей ведь тоже придется преодолеть эти топи.

Лесоруб.

Автомобиль порадовал. Это была абсолютно новая машина возрастом 10 лет. Ее пригнали в поселок по зимнику, в поселке одна улица, всего дорог было два километра. В первую неделю дедушка ездил по этой дороге от радости. А потом она закончилась, потому что ехать было некуда. И простояла машина целое десятилетие в гараже. Ее любили и хранили, ухаживали. На счетчике было 500 километров пробега.


ГАИ, ау

В поселке не было ГАИ, сам поселок территориально относился не к Кировской области, а к Пермской. Отделение ГАИ было у некоего товарища на куличках, точнее в Кудымкаре. А туда дорог тоже не было. Автомобильных и железных, зато была проложена воздушная трасса для кукурузника. Вот на нем и слетали, чтобы снять с учета.

Идеальных дорог в советском лесу не было.
Идеальных дорог в советском лесу не было.

А дудки вам! Без осмотра транспортного средства с учета не снимают!  Просят доставить автомобиль инспектору на погляд. Как? Договорились, что Ниву осмотрят в Бийске, акт осмотра перешлют в Кудымкар.

Не помню, как все решалось с оформлением документов, и как решилось, но, кажется, муж приехал на машине по доверенности, позже документы прислали. Для этого дедушке пришлось еще разок слетать…

Опять о деньгах...

И тут выяснилось, что денег не хватает. Нет, полностью заплатить за машину деньги были, и даже на дорогу до дома они тоже были. Но произошло уточнение маршрута. Оказалось, что прямой автомобильной трассы нет. Потому у колонии на станции машину погрузить нужно на платформу узкоколейной дороги, по которой ее провезут 200 километров. Потом разгрузка и до торной дороги по грунтовке еще столько же. И муж понимает, что тех денег, что приготовлено на обычную поездку ему не хватит. Вдруг придется кого-то нанимать, трактор К-700, например, чтобы его протащили по бездорожью. И дедушка соглашается отдать машину, но не цену сбавляет, а просит, как муж доберется до дома, выслать ему эти 500 рублей.

Высоко сижу, все вижу — ох, как страшно мне

Двести километров в салоне машины, стоящей на платформе, позволили понять, что на многие километры, в то время казалось, что на тысячи километров, вокруг простирается вода. Муж потом рассказывал, что всю дорогу орал: пел какие-то песни, ругался, хохотал, он понимал, если остановится, то навечно, ведь ни встречных, ни попутных машин не было. Он был один на огромном пространстве.


Пристанище

А в Кирове а аэропорте его ждал мой папа. Так уж было договорено, что аэропорт — место встречи и изменить это было нельзя. Папа прожил там трое суток. И со всеми познакомился. Пассажиры знали, что он ждет зятя с машиной, милиционеры позволяли спать в комнате матери и ребенка, когда та пустовала. Буфетчицы кричали: «Василий Федорович! Идите быстрее, пирожки горячие привезли, я вам оставила!» Весь аэропорт радовался, когда они встретились. Папа сказал: «Ну, пойдем, я тебя покормлю.» И повел в буфет.

Пристанище.

Последние 4000 километров

Дорога от Кирова до Бийска тоже была проблемной. После второй ночевки она просто закончилась через километр, осталась проселочно-грунтовая жуткого качества, по которой надо было проехать еще тысячу километров.

Нерест по адресу улица Зеленая, дом 61

А мы ждали. Знали, что крейсерская Нивы 80 километров, пересчитали не на раз все расстояния, все часы, все ночевки и понимали, что наши мужчины потерялись. Решили, что сегодня еще немного ждем, до обеда ждем, а потом идем в милицию.
Приехали до обеда. Оказалось, что усталость принудила остановится и спать в шести километрах от дома.

А потом был осмотр машины в ГАИ, перевод пятисот рублей... 

Чистота

Теперь мы понимаем, какие люди были-жили в нашей большой стране. Добрые, понимающие, отзывчивые, порядочные, бескорыстные. И все наши чувства, словно переводная картинка, сроднились с машиной.

На все колеса мастерица

Она возила нас семнадцать лет. На охоту в горы, поднимала по каменным дорогам, не скользила по осыпям. Возила на рыбалку, порой в такие места, где захлебывались в воде на переправах УАЗы. Она любила увалы с грибами, косогоры с клубникой.

Наша Нива тоже не боялась бурных потоков. Фото с сайта http://ros-niva.ru

Она много лет возила нас в сад, она была рабочей лошадкой. Труженицей, работницей. Она возила нас, когда мальчишки могли спать, лежа на заднем сиденье валетиком, она возила одних повзрослевших мальчишек на картофельное поле и речку, не требуя водительских удостоверений. Она помогала нам возить строительные материалы, когда мы переехали в село. Она возила зерно и комбикорм для животных, она возила на покос. Не боялась грязи, распутицы и дождей. Она возила нас по всему Горному Алтаю зимой, когда приходилось пробираться по дорогам, заметенным снегом так, что было видно только небо, а оно  там бирюзовое.

Она от нас не ушла до сих пор, это мы ее предали, продали. (Мужу стали знакомые говорить: «Ты на пенсию будешь уезжать на Ниве? На этой Ниве?») И теперь с грустью украдкой улыбаемся, встречаясь с ней на городских улицах.

В 1984 ей было десять лет, значит, сейчас сорок три. 43 года! Думается, что до пенсии доработает!

Запись размещена в разделах: , ,
31 комментарий 15 спасибо за запись   в избранное 4303 просмотра
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор записи:


Комментарии (31)
Вера, это чудо-машина! Мне довелось пару лет поездить пассажиром именно на такой Ниве. По сравнению с ней, вездеход скромно стоит в уголочке. Туда влезало столько, что я не верила своим глазам! А о проходимости можно легенды складывать . А вот перед продажей она на хозяина обижалась...
Может, и на нас обиделась. Ведь до сих помним о ней, потому что она нас не забыла.
Как интересно сплетаются нити судьбы. Выбрать и купить машину именно такую, какую ты хочешь, хоть и надо ехать туда, не знаю куда, а главное, доставить её домой, это чудо. Вижу, что была ваша «Нива» для вас членом семьи, так с романтической грустью вы о ней пишете. Читаю, Вера, ваш рассказ и параллельно думаю, мой супруг не хочет приобретать машину. Но в прошлом году, когда начали ремонтировать домик, и надо было то одно привезти, то другое, и приходилось обращаться к племяннице или соседям (а все соседи имеют машины), он уже начал поговаривать о том, что тяжело без машины, но покупать её всё же, не хочет. В этом году тоже, имеем планов громадьё, и надо будет опять много чего покупать, привозить. Может, задумается мой муж о покупке машины, тем более, что сын приобрёл старенький автомобиль «Жигули», ещё «Копейку», и будут они с мужем сами его ремонтировать.
Это была первая покупка чего-либо по наперед заданным качествам. Потом также покупали УАЗ-санитарку, он требовался для пасеки. Но это уже была просто машина по списку. Как и последующие.
Вы правы, Ирина, та машина душу имела.
Вера, а зачем вы ее продали? мы вот, наоборот, хотим купить ниву, чтобы тренироваться в ремонте и сыну интересно.
Знаете, наша ремонта почти не требовала. Удивительно крепенькая была.
Не знаю почему продали, так сложилось.
Просто машина была у вас из первых сборок. Которые отличались настоящим качеством. У самого первая машина была 06 из первых 79 года. Отличная машина. Но время властно над машинами. У них кузов несущий, поэтому в такие годы лучше продать.
Выходит не зря расстались. Мы ведь покупателя на нее не искали, он сам нашелся, сказал, что хочет купить.
Не люблю отечественные авто, но плюсик полетел)) Надо наши машины поддерживать!
Плюсище однозначно! Спасибо за рассказ.
Видела информацию о новой Ниве, которую начали выпускать. Виват отечественному автопрому!
Вера, с огромным удовольствием читала! О машине — как о живом существе… Впрочем, да — они для нас живые, со своей биографией, характером, вкусами и симпатиями.
В Вашу Ниву можно заочно влюбиться только по одному лишь рассказу Сразу понятно, что она для Вашей семьи была больше, чем просто средством передвижения.
Я тоже хотела Ниву… Но мне трехдверная маловата — хотелось пятидверную. А их не было, только на заказ, надо было ждать. А без колес — никак… Поэтому в итоге с «девятки» пересела на Калину. Но на Нивы до сих пор поглядываю
В свое время, следуя правилу выбирать умом, а не сердцем, сравнила отечественные внедорожники по целому ряду технических параметров — табличку собрала)) И по тем характеристикам, которые для меня важны, Нива всех обошла, а я укрепилась в мысли: если внедорожник — то Нива
Вера, а в обслуживании она как? Ремонт, расход топлива?
Марина! Это было так давно, не просто не помню, даже не интересовалась. В те времена бензин стоил дешево, примерно 30 копеек за литр при зарплате мужа около 400 рублей, и я работала, потому для нас это было не слишком важно. Важнее, что везла, куда наши глаза глядят. Думаю, что современные Нивы стали гораздо экономичнее.
Наша почти не требовала ремонта, на удивление. Она даже внешнего лоска не потеряла при такой то эксплуатации. Она и сейчас еще красавица.
Вера, пока читала Ваш рассказ, от страха стучала зубами за Ваши деньги и машину. Вы правы, что в те времена люди были и честнее, добрее и отзывчивее или Вам, как хорошим людям, с ними везло. За свою трудовую жизнь пришлось много поработать на Алтае и в Кемеровской области. Места у Вас там сказочные. Я Алтай проехала по Чуйскому Тракту от степей до Монголии. Вы знаете, я просто расхохоталась над Вашей фразой «Алло! Алло! Коммутатор! Коммутатор? Наконец! Мне добавочный...." — мне это до боли знакомо! Я вспомнила, как ночью, верхом на лошади, через перевал приезжала на переговорный пункт в Онгудае, чтобы позвонить в Москву, а ночью, потому что разница во времени. А там «Алло! Алло! Коммутатор!......" +++
Мой муж от Бийска до Монголии каждый месяц ездил года два, вот такие были командировки. Это было сразу после окончания института, когда приехал по распределению работать в Совавтобийск. Тогда он был инженером по безопасности движения.
Вера, а муж состояние дорог проверял? Там ведь в горах такие серпантины и сложный Семинский перевал с длительным подъемом.
В прошлом году была на Алтае. Там такая трасса (Чуйский тракт) — вся Россия может позавидовать! Семинский перевал — кроме того, что уши иногда закладывало — ничем некачественным не замечен! Идеальное полотно.
Чуйский тракт и в 70-е был в хорошем состоянии, это дорога федерального значения. Но в Горном Алтае она в то время была узкая и извилистая, как сейчас — не знаю. В хорошую погоду по ней ехать одно удовольствие, а вот в метель и гололед это совсем другое дело. Семинский перевал помню в такую погоду закрывали. Может Вера нам расскажет как там сейчас.
Оля, Чуйский тракт в идеальном состоянии, честно! Мы не доехали до Монголии 187 км. А проехали в общей сложности 6 тыс. Дорога ровная, и что меня поразило — обочины выкашиваются метров по 10, в некоторых местах просто с бензотриммером мужик ходит. Я правда нигде больше таких дорог не видела, разве что в Израиле.
Да, был в одном местечке Тещин язык. Водитель, который первый ехал по тракту, достигнув этого места, остановился. Следующие за ним тоже остановились. Простояв какое-то время, пошли выяснять. А тот им — дальше дороги нет, не поеду. Ему машину через этот участок помогли провести.
Сейчас тракт значительно спрямили. Он стал скучнее…
Да… узкие участки в горах помню… с одной стороны отвесная стена, с другой крутой обрыв и внизу ревущая Катунь. Красотищаааааа, не передать.
Вера, а я вот на таком советском автопроме весь Алтайский край и Кемеровскую область проехала.
Родной ГАЗ-69. Тогда молодые были.
автомобиль ГАЗ-69
автомобиль ГАЗ-69

автомобиль ГАЗ-69
автомобиль ГАЗ-69
Машина геологов?
Да, именно, геологов.
Чисто женский взгляд на автопром. Нива — хорошая машина, но это российский автомобиль. Пока новый бегает, после 50-70 тыс.км начинает постоянно ломаться, качество запчастей — ужас. Были все российские машины, надо постоянно быть механиком, чтобы спокойно передвигаться от А до Б. Возить кучу запчастей и инструмента. Эргономики никакой, только на последних моделях есть сдвиг. Проехать свыше 500 км, это насилие над собой, устаешь. Поехали раз до Иркутска на Ниве, пока за рулем, вроде терпимо. Часть дороги ехал сзади, «скамейка» самая натуральная, тесно, из-за короткой базы — рыскает, скачет на дороге. Багажник маленький, эта машина не для дачи. Для леса, рыбаку и охотнику. Аппетит у машины, особенно карбюраторной, зверский. Отличие наших машин от иномарок, в наших, надо приспосабливаться под машину. А в иномарках, машину изначально делают под человека. Здесь и эргономика, доступность управления, микроклимат и дизайн внутреннего пространства для пассажиров и водителя.
Леонид, все не так страшно, на самом деле Качество запчастей — ну да, это проблема. Если что-то однажды заменил — будешь и дальше регулярно менять. Но бывает, что и повезет. Да и стоят эти запчасти соответственно, и с их наличием никаких проблем обычно не возникает.
И у меня не болит голова о том, что на наших, мягко говоря, не самых качественных дорогах моя машина сильно пострадает — отечественный автопром таки «заточен» под отечественные же дороги. И отечественный климат, кстати: в недавние морозы многие знакомые добрым словом помянули российские автомобили, которые заводились без проблем, когда их зарубежные «собратья» стояли и ждали тепла.
Насчет пробега… Моя «девятка» начала требовать к себе повышенного внимания где-то после 100-120 тыс.км. И это еще надо иметь в виду, что она была моей первой машиной — то есть, ее участь с самого начала была незавидной)) А если за машиной следить, то будет она жить долго и счастливо, не причиняя владельцу лишней головной боли. У моей Калины сейчас пробег как раз около 70 тыс.км. Посмотрим…
И не могу сказать, чтобы мне приходилось возить с собой «кучу запчастей и инструмента». Да я и не знаю, в любом случае, к чему этот самый инструмент и запчасти приложить Если что — поеду в сервис.
Спору нет — иномарки комфортнее и привлекательнее. Зато наши выносливее. Лично мне они по характеру ближе И можно называть это чисто женским взглядом на автопром
Добавлю, чтобы не подумали, что я противник нашего автопрома. Сам приобрел для хозяйственных нужд Ваз 2120. Та же Нива на основе пятидверной, но это семиместный менивэн. Достоинства этой машины, при всех недостатках нашего автопрома. Большой просторный салон, убрав задний диван, получаешь большой багажник, мест остается на 5 чел. Полный привод, гидрач на рулевое. Копеечные запчасти. Жаль, что сняли ее с производства. А так была бы отличная альтернатива иномаркам. Это первый российский менивэн с полным приводом.
Ваз 2120 «Надежда»
Ваз 2120 "Надежда"
И у меня к Ниве трепетная любовь) Нива была у дядюшки, сколько себя помню, можно и на дачу, и на рыбалку, и в лес… Вместительная, проходимая как раз для наших дорог — точнее для их отсутствия. Однажды, собрались за малиной и в Ниву все не влезали… и нас с братом в багажник определили, достаточно комфортно, надо сказать, доехали)
Моя соседка наши машинку почему-то назвала Нева.
Вера, чудесный рассказ!
Нива — гроза бездорожья, так говорит мой муж)) Очень проникновенный рассказ, отличная машина, надежная какая и долговечная! Вера, спасибо, было очень интересно почитать вашу историю!!!

Пожалуйста, оставьте комментарий

Или через: